Укрупнение грузоотправителя облегчит работу железнодорожникам и их клиентам
В Красноярском крае начал работу оператор-перевозчик, обслуживающий малый и средний бизнес в лесной отрасли. Он заключает договоры на перевозки от имени сразу нескольких грузовладельцев, работающих в пределах одной станции.
Необходимость таким образом укрупнить грузоотправителя лесных грузов назрела в регионе давно. Несколько лет назад подобную идею пытались реализовать под эгидой Агентства лесной отрасли, но не получилось. Основная же часть ежемесячно грузит от 1 до 10 вагонов. В первом квартале из-за резкого падения цен в Китае на Красноярской значительно снизились перевозки леса: погрузка составила 808 тыс. тонн, что на 18% ниже показателей 2011 года. При этом в ожидании погрузки простаивают 700 вагонов, из них только назначением на Карабулу – 350.
Между тем большое количество мелких лесопилок в ходе реформы отрасли давно стало проблемой как для железнодорожников, так и для лесников.По данным Союза лесопромышленников края, в регионе более 1 тыс. предприятий-лесозаготовителей и лесопереработчиков. Из них более 160 отправляют продукцию железной дорогой, причём всего 12 из них способны грузить более 100 вагонов в месяц.
«Подъездные пути предприятий лесного комплекса не в состоянии вместить такое количество подвижного состава, поэтому вагоны стоят на путях общего пользования. Кроме того, все они поступают с различных направлений и в различном количестве (как правило, по нескольку штук), предназначены разным грузоотправителям. По этой причине в 2,5 раза вырос объём маневровой работы на станциях, оборот вагонов замедлился в несколько раз, неэффективно используются локомотивы», – говорит начальник Красноярской дирекции управления движением Олег Шаталов.
Магистраль поддерживает создание новой компании – ООО «КрасЛесТранс», ведь укрупнение грузоотправителя облегчит работу. «Мелкие лесозаготовители делегируют нам право выстраивать договорные отношения с дорогой и операторами подвижного состава, – говорит генеральный директор ООО «КрасЛесТранс» Александр Димитриков. – Главное преимущество такой работы в том, что порожняк поступает для одного грузоотправителя. Зашли на станцию под погрузку, к примеру, 20 вагонов. Наш агент передаёт информацию, сколько вагонов в какой тупик необходимо подать. Это займёт не более 40 минут. Так дорога избавится от избыточной сортировочной и маневровой работы».
«КрасЛесТранс» пока работает только с одним собственником вагонов – ПГК. «ПГК предлагает наиболее приемлемые тарифы. Плюс ко всему работает по техническому рейсу, а не взимает плату за вагон посуточно, что для грузоотправителя выгоднее. Нет ограничений по направлениям перевозок. Предложения о сотрудничестве мы направили ещё ряду компаний, но пока они не изъявили желания менять правила своей игры», – говорит А.
Несмотря на низкую техническую оснащённость подъездных путей, замедляющую погрузку, более 20 предприятий согласились на такие условия. «У нас появилась надежда на изменение отношений с операторами, которые отказывают в предоставлении вагонов на отдельные направления. Например, немалая часть кругляка вывозится в Китай, тогда как именно на восточное направление операторы едут крайне неохотно – из-за постоянных конвенций вагоны долго не возвращаются, простаивая в «пробках». А если подвижной состав и предоставляется, то по многократно завышенным тарифам, – говорит Леонид Бирюков, генеральный директор ООО «Рассвет-Лес».
По его словам, сроки погрузки для всех компаний, заключивших договор с «КрасЛесТрансом», – одни сутки. При отсутствии объективных причин задержки запускается механизм санкций. Жёсткая ответственность за нарушение условий договора предусмотрена и для дороги, и для транспортной компании.
Снизится и объём работы в ТЦФТО, ведь с заявками о предоставлении перевозочных услуг будут обращаться не десятки грузоотправителей, а один. Кроме того, в договорах компании зафиксирована ответственность за несоблюдение сроков погрузки. «Разбаловали грузовладельцев, позволили им нарушать сроки», – считает президент Союза лесопромышленников края Олег Дзидзоев, объясняя незаинтересованность собственников в обороте вагонов отсутствием экономических рычагов воздействия. Прежде всего штрафов. Димитриков.
В ближайшем будущем компания планирует охватить все маломощные лесопогрузочные станции дороги.
Гудок
24.09.2013