Растет конкуренция за транзит зерна из России и Казахстана
Основными зерноэкспортными маршрутами для Казахстана — в Южную Европу и Средиземноморский бассейн — в ближайшие годы останутся транзитные коридоры через РФ и РФ-Украину, отмечалось на V Казахстанском зерновом форуме (KazGrain-2012).Вдобавок Казахстан с марта 2012 года субсидирует экспортные перевозки зерна до портов Азовского, Черного и Балтийского морей. То есть Казахстан стимулирует зернотранзит и через Украину. По данным аналитика зернового рынка Ольги Рамазановой, при мощности украинских портов по зерновым грузам в 47 млн т в год их существующая загрузка пока не превышает 28 млн т/год. Пока цена транзита казахстанского зерна по РФ и Украине остается высокой, что не дает полностью задействовать перевалочные возможности украинских портов.
Но в конкуренцию за транзит зерна из Казахстана и России «вклиниваются» порты Грузии и Эстонии.Транзит казахстанского зерна через российский порт Туапсе в I квартале 2012 г. в сравнении с аналогичным периодом 2011-го увеличился почти в 7 раз — до 563 тыс. тонн. Логика очевидна: для экспорта зерна в Средиземноморье и на юг Европы Туапсинский порт — наиболее «ближний» в сравнении с другими портами РФ. К концу 2012 года перевозки через Туапсе достигнут, по казахстанским оценкам, 620-635 тыс. тонн, а в целом, как уточнили в ИКАР, «транзит казахстанского зерна через РФ по итогам сельхозсезона 2011/2012 может превысить 4 млн тонн». Однако дефицит перевалочных мощностей в российских азовско-черноморских портах вынуждает увеличивать транзит зерна из РФ через порты Украины. По данным аналитика «УкрАгроКонсалт» по фрахтовому рынку Светланы Малыш, Россия «работает на пределе экспортных мощностей, используя транзитные возможности Украины и стран Балтии». В свою очередь, Киев, чтобы заполнить украинские портовые мощности, периодически снижает тарифы на транзит зерна в портах.
В то же время казахстанская сторона намерена сократить свою зависимость от зернотранзита через РФ и Украину. Во-первых, недавно отменено субсидирование перевозок казахстанского зерна в Азербайджан через РФ — ввиду меньшей затратности прямых перевозок в Азербайджан, т.е. по Каспийскому морю. Во-вторых, намечен рост этих перевозок через порты Грузии. По данным «Business-Грузия» и управления Грузинской железной дороги, в порту Поти с финансовым участием Казахстана к 2014 году будет построен терминал по перевалке зерна. Но не только. На субсидирование зерноэкспортных перевозок Казахстана до балтийских портов Эстония «ответила» адекватно: Казахстану предложили иметь свой собственный порт или терминал в эстонском порту Силламяэ. С таким проектом выступил Тийт Вяхи — председатель Совета директоров порта Силламяэ. А министр иностранных дел Казахстана Ержан Казыханов в тот же день заявил в Астане, что «для нас представляют большой интерес порты Эстонии».
Причем здесь планируется перевалка зерновых грузов не только Казахстана, но и России.Однако эти проекты — перспектива. Поэтому в европейско-средиземноморском направлении приоритетными для казахстанского зерна останутся маршруты через Россию и Украину. Но достичь эстонских портов казахстанское зерно может только по железным дорогам России. Поэтому рост зернотранзита Казахстана через Эстонию автоматически увеличит этот транзит через РФ.
Российская газета
12.09.2013