«Росморпорт» подготовил проект стратегии развития портовой инфраструктуры России до 2030 года
![](/site/assets/2013-07-11/rosmorport-podgotovil-proekt-strategii-razvitija_1.jpg)
ФГУП «Росморпорт» завершило разработку проекта «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года».В настоящее время «Росморпорт» планирует начать процедуру официального согласования стратегии с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.Бизнес-ТАСС
Согласно экспертному варианту развития портовой инфраструктуры, основанному на анализе макроэкономической ситуации и тенденций на мировом рынке, и учитывающему инновационное развитие экономики, годовой объем перевалки грузов вырастет в краткосрочном периоде до 665,9 млн тонн, в среднесрочном — до 863,4 млн тонн, в долгосрочном — до 1,287 млрд тонн.
Основу грузооборота в исследуемом периоде будет составлять продукция топливно-энергетического комплекса /сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, уголь/ и сырьевых отраслей /руда, химические и лесные грузы/. В то же время, эксперты считают, что доля наливных грузов снизится с 56,2 проц общего грузооборота до 46,6 проц /базовый сценарий/ или до 40,6 проц /экспертный сценарий/. Доля генеральных грузов увеличится с 18,6 проц суммарного грузооборота до 24,8 проц /базовый сценарий/ или до 23,7 проц /экспертный сценарий/. Доля портов сопредельных стран в общем объеме перевалки российских грузов сократится с 17 проц до 4 проц к 2030 году. Рост перевалки грузов в период до 2030 года предполагается по всем бассейнам, наиболее высокими темпами будут расти объемы перевалки сжиженного газа /в 4,7 раза/ и грузов в контейнерах /в 3,4 раза/. Перевалка зерна в российских морских портах возрастет почти вдвое. Основной прирост произойдет за счет развития портов Оля и Махачкала.Мощности портов Дальневосточного бассейна увеличатся в 2-2,1 раза, с действующих 162,7 млн тонн до 333,6 млн тонн /базовый сценарий/ или до 342,7 млн тонн /экспертный сценарий/. Основными точками роста на Дальневосточном бассейне будут выступать порт Ванино /ввод мощностей до 93,5 млн тонн/ и порт Восточный /ввод мощностей на 56,6 млн тонн, включая развитие нефтеперегрузочного комплекса в бухте Козьмино на 15 млн тонн/.
Также точкой роста будет выступать свободная экономическая зона портового типа на базе Мурманского транспортного узла.Реализация стратегии позволит, по мнению специалистов ФГУП «Росморпорт», создать портовые мощности в объеме не менее 1,4 млрд тонн к 2030 году, достигнуть перевалки грузов в российских портах в объеме 1 млрд тонн и повысить коэффициент использования перегрузочных комплексов до уровня 75-80 проц.Источниками финансирования реализации стратегии должны выступить государственное финансирование, финансирование за счет собственных средств ФГУП «Росморпорт», финансирование за счет внебюджетных средств, в том числе средств инвесторов, а также финансирование путем привлечения заемного капитала или эмиссии акций и финансирование посредством создания совместных предприятий между руководством и операторами портов.
Коэффициент использования перегрузочных комплексов в 2030 году составит 70,3 проц /при базовом сценарии/ или 77,6 проц /при экспертном сценарии/.Согласно разработанной стратегии, мощности портов Балтийского бассейна увеличатся с действующих 292,2 млн тонн до 488,9 млн тонн /базовый сценарий/ или до 536,3 млн тонн /экспертный сценарий/.В частности, будет увеличена пропускная способность порта Усть-Луга /за счет строительства комплекса по перевалке нефти годовой мощностью 38 млн тонн, комплекса по перевалке нефтепродуктов мощностью 16 млн тонн и контейнерного терминала мощностью 10 млн тонн/, порта Санкт-Петербург /за счет создания многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» мощностью 27,6 млн тонн в год, строительства контейнерного терминала мощностью 13,2 млн тонн/ и порта Приморск /за счет строительства терминалов для перевалки контейнеров, металлов, ЖРС, минеральных удобрений и нефтепродуктов мощностью 43 млн тонн в год/. В долгосрочной перспективе прирост даст строительство морского порта Бальга по перегрузке контейнеров, накатных и наливных грузов общей мощностью 131,5 млн тонн в год.
Мощности портов Арктического бассейна увеличатся в 1,7-2 раза, с действующих 81,7 млн тонн до 163,5 млн тонн /базовый сценарий/ или до 135,2 млн тонн /экспертный сценарий/. Новые порты Сабетта и Териберка дадут прирост портовых мощностей порядка 60 млн тонн уже к 2020 году. Действующие мощности порта Мурманск увеличатся на 24 млн тонн за счет строительства угольного терминала «Лавна» на западном берегу Кольского залива.Мощности портов Азово-Черноморского бассейна увеличатся с действующих 231 млн тонн до 383 млн тонн /базовый сценарий/ или до 503,4 млн тонн /экспертный сценарий/. Основное увеличение произойдет за счет строительства нового морского порта Тамань суммарной мощностью более 100 млн тонн в год, а также увеличения мощностей портов Новороссийск /более чем на 20 млн тонн в год/ и Туапсе /на 7 млн тонн в год/.Действующие мощности Каспийского бассейна к 2030 году составят порядка 32 млн тонн /базовый сценарий/ или 46 млн тонн /экспертный сценарий/.
Проектная мощность портовых перегрузочных комплексов России составит к 2030 году, согласно различным сценариям, от 1,4 млрд тонн до 1,659 млрд тонн, суммарный объем перевалки грузов возрастет в 1,8-2,4 раза и составит от 985,1 млн тонн до 1,287 млрд тонн, сообщается в материале ФГУП «Росморпорт».Согласно базовому варианту развития портовой инфраструктуры, специалисты «Росморпорта» прогнозируют увеличение годового объема перевалки грузов в краткосрочном периоде /по 2015 год/ до 725 млн тонн, в среднесрочном /по 2020 год/ — до 879 млн тонн, в долгосрочном /по 2030 год/ — до 985,1 млн тонн. Данный сценарий основан на устоявшихся тенденциях внутреннего рынка и предполагает сохранение темпов развития транспортной инфраструктуры.
16.07.2013