Суд подтвердил, что за коммерческий осмотр цистерн необходимо платить
Апелляционный арбитражный суд отменил предписание ФАС к РЖД о безвозмездном осмотре цистерн «Трансойла».
Антимонопольная служба считала, что ОАО «РЖД», взимая плату за осмотр, нарушает положения закона «О защите конкуренции». Отменить плату за коммерческий осмотр цистерн некоторые компании пытались начиная ещё с 2003 года. На промывочно-пропарочных станциях (ППС) перед подачей под погрузку представители ОАО «РЖД» осматривают лишь ходовую часть и раму, от исправности которых прямо зависит безопасность движения.
Однако владельцы подвижного состава настаивают, чтобы компания в рамках начально-конечных операций занималась осмотром сливного клапана, крышки люка, оценивала целостность корпуса ёмкости и другие узлы, непосредственно на безопасность движения не влияющие. По мнению частных компаний, эти операции входят в провозной тариф.
Однако в РЖД ссылаются на статью 20 Устава железнодорожного транспорта, где зафиксировано: коммерческим осмотром должны заниматься другие структуры или за него необходимо платить. В 2004 году арбитражный суд уже принял сторону ОАО «РЖД».
Сторону «Трансойла» в ноябре прошлого года принял Арбитражный суд города Москвы, куда обратилось ОАО «РЖД». Однако Девятый арбитражный апелляционный суд постановил отменить решение нижестоящей инстанции и ФАС.В постановлении суда сказано, что ФАС, делая вывод о нарушении ОАО «РЖД» антимонопольного законодательства, основывалась на разъяснениях Минтранса, «которые даны исходя из общих обязанностей перевозчика в рамках начально-конечных операций, без выделения особенностей их проведения в отношении парка вагонов-цистерн, принадлежащих не перевозчику, а грузоотправителям».ООО «Трансойл» свою первую попытку оспорить хозяйственный договор от 2006 года, по которому использовалась именно такая схема, предприняло ещё несколько лет назад. Однако она не увенчалась успехом. Поэтому оператор обратился в ФАС с жалобой на дискриминационные условия договора при работе на станциях Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги и Новая Еловка на Красноярской. В феврале 2011 года ФАС вынесла РЖД предписание производить осмотр на этих станциях в полном объёме.
В ФАС сообщили, что не согласны с отменой своего предписания и будут подавать апелляцию в Федеральный арбитражный суд Московского округа.«Трансойл», являясь третьим лицом в рамках дела, рассматриваемого арбитражным судом, поддерживает позицию ФАС, – говорит заместитель генерального директора по правовым вопросам компании Екатерина Рыбина. – Мы считаем целесообразным продолжение данного процесса».В свою очередь, в своей правоте уверено и ОАО «РЖД».«Мы занимаем твёрдую позицию, основываясь на основополагающих документах отрасли и постановлении пленума Высшего арбитражного суда РФ от 6 октября 2005 года «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», – пояснил заместитель руководителя правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев.
То есть, по мнению суда, они не регулируют порядок технического осмотра, который, в свою очередь, должен определяться договором.В то же время, отмечает коллегия апелляционного суда, в тех же нормативных актах, на которые ссылается Минтранс, содержится указание: операции в отношении парка вагонов-цистерн, принадлежащих грузоотправителям, должны осуществлять собственники данного парка. А Устав прямо указывает, что перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов.
По его словам, исход этого дела очень важен для компании. Несмотря на то что оно касается всего двух станций, после решения Арбитражного суда Москвы были попытки сразу перенести его и на ППС на других дорогах, в частности на Юго-Восточной.
Гудок
25.09.2013