Российские порты забирают грузы у украинских
Российские порты забирают грузы у украинских — по итогам прошлого месяца объем транзита грузов «Укрзализныцей» упал сразу на 20%. УЗ сократила транзит еще в I квартале — на 17,4%, до 12 млн т. Но тогда одной из причин этого в УЗ называли сложные погодные условия, а к апрелю ожидалось, что рынок восстановится.»Железнодорожники обеспокоены снижением объемов транзитных перевозок, хотя на это есть объективные причины»,- говорится в сообщении УЗ. Больше всего упал транзит железной руды (занимает в структуре транзита 20,4%), нефтепродуктов (35,6%), химических удобрений и химикатов (6,4%).
В монополии признают, что уже не могут самостоятельно восстановить свои позиции на этом рынке. Российские порты предлагают грузоотправителям более выгодные тарифы, объясняют аналитики.По итогам апреля объем транзитных перевозок украинскими железными дорогами — наиболее прибыльное направление для «Укрзализныци» (УЗ) — составил всего 4,01 млн т, уменьшившись на 20%.
Мы жестко придерживаемся графика движения»,- подчеркнул он. По его словам, с 1 июня вступает в силу новый Таможенный кодекс, в котором предусмотрено упрощение процедуры транзита.КоммерсантЪ
А с точки зрения тарифной политики государство может снизить тарифы»,- добавляет он. Так, федеральная тарифная служба на 6% уменьшила тарифы для грузов, которые идут в Усть-Лугу и из нее, напоминает аналитик. «Логично, что Россия закрывает свои порты своими же грузами. Мининфраструктуры сейчас рассматривает вопрос увеличения скидок на транзитные перевозки. На следующей неделе этот вопрос будет рассмотрен»,- пообещал Владимир Козак.
Среди основных причин падения объемов в монополии называют сокращение транзита нефти и нефтепродуктов из России — компании переориентировали поставки мазута на новый терминал в порту Новороссийска. Кроме того, перевозки сырой нефти сократились в связи с проведением ремонтных работ на пограничных переходах РФ и Казахстана. А грузопоток калийных удобрений из России и Белоруссии уменьшился из-за более привлекательных тарифных условий по сравнению с украинским направлением.
Денис Ворчик отмечает, что на выбор грузоотправителя во многом влияют рыночные факторы: ценовая конкуренция, конкуренция по качеству услуг и скорости. «Безусловно, могут возникать и политические аспекты, и грузоотправителям могут рекомендовать не отправлять грузы в украинские порты. Если говорить о тренде, то сейчас в портовые активы России, в частности в порт Усть-Луга на Балтийском море, идут государственные инвестиции. Мы ожидаем, что часть объемов российского грузопотока будет уходить из СНГ и из эстонских портов в Усть-Лугу»,- объясняет аналитик. По его словам, конкуренция с российскими портами будет усиливаться. Господин Ворчик считает, что украинские порты вполне могут побороться за рынок в южном направлении, улучшив привлекательность услуг по цене и качеству.
Начальник Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Юрий Меркулов отмечает, что монополия делает все возможное для привлечения дополнительных объемов транзита. В частности, разработан график движения комбинированного поезда «Викинг» для транзитных и экспортных грузов с возможностью ежедневного курсирования (сейчас поезд ходит три раза в неделю из-за отсутствия грузов). «Есть перспективы роста объемов, в том числе и транзита из Белоруссии и стран Балтии, но таможня вместо обещанных 30-40 минут на все виды контрольных процедур на практике осматривает «Викинг» не меньше часа — нужно договариваться, ведь транзит выгоден государству»,- отметил господин Меркулов.
Директор департамента таможенного контроля и оформления Гостаможни Сергей Семка говорит, что нарушений в работе таможни при осмотре «Викинга» нет. «Иначе это повлияло бы на общий международный трафик. Гендиректор УЗ Владимир Козак заявил, что падение транзита в первую очередь объясняется снижением потребления отдельной продукции (нефти, удобрений, металла) в Европе. «У нас и в Украине падают перевозки из-за снижения спроса»,- уточнил господин Козак. Впрочем, общий объем перевозок по итогам апреля даже немного вырос — на 0,4% к апрелю 2011 года, до 39,27 млн т.Около 70% транзитных грузов традиционно идет из России, поэтому малейшее уменьшение объемов, поступающих из РФ, сразу отражается на показателях. Аналитик «Уралсиба» Денис Ворчик отмечает, что Новороссийский порт, который является конкурентом украинских портов, с приходом нового менеджмента активизировался в вопросах привлечения дополнительных грузов. «В частности, порт получил объемы «Металлоинвеста» по руде.
18.10.2013