Проект логистического СП «таможенной тройки» требует $7,1 млрд, где их брать — не ясно
Реализация бизнес-плана «Объединенной транспортно-логистической компании» (ОТЛК, контейнерного СП с Казахстаном и Беларусью), в уставный капитал которой ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) предлагает передать 50% + 1 акция ОАО «Трансконтейнер», потребует около $7,1 млрд инвестиций, но где их взять, пока не понятно.
По данным «Ведомостей», представленный бизнес-план предполагает, что на первых порах РЖД будут владеть 65% «Объединенной транспортно-логистической компании». «Предполагается, что (в будущем — ИФ) у всех трех партнеров будут равные доли в СП. Но это произойдет через 10 лет. На первом этапе взнос Казахстана и Беларуси будет существенно меньше, поэтому их доля составит по 17,5%, а контролирующим акционером станут РЖД с 65%», — пишет газета, ссылаясь на документ.Чтобы прийти к паритету в капитале СП, белорусские и казахстанские железные дороги будут пускать причитающиеся им дивиденды на увеличение долей.
«Деньги нужны на обновление подвижного состава и модернизацию терминалов. Большой вопрос, откуда ОТЛК будет брать деньги на эти инвестиции. «У РЖД таких денег нет, у их партнеров по СП — тем более», — пишет в четверг газета «Ведомости», ссылаясь на одного из федеральных чиновников.В начале ноября РЖД представили бизнес-план ОТЛК на рассмотрение министерств экономического развития РФ и Минтранса РФ. Документ подготовлен совместно с предполагаемыми партнерами монополии по СП, пишет издание, ссылаясь на письмо президента РЖД Владимира Якунина министру экономического развития Андрею Белоусову от 2 ноября.
Казахстан внесет акции «Казтранссервиса» и терминалы на станциях Достык и Алтынколь, белорусские железные дороги — грузовые терминалы на станции Брест и «другие активы». Французская логистическая компания GEFCO, о покупке которой РЖД только что договорились с Peugeot-Citroen, в ОТЛК передаваться не будет, отмечает издание.РЖД предлагают создать СП в 2013 г. Компания будет управлять движением контейнеров на пространстве Таможенного союза и определять ставки аренды парка своими «дочками», говорится в материалах монополии.
Всего в 2013-2020 гг., как ожидается, ОТЛК заработает $4,46 млрд чистой прибыли. Дивидендная политика предусматривает два сценария — выплату акционерам 10% или 40% от чистой прибыли. Таким образом, речь может идти о сумме от $446 млн до $1,7 млрд дивидендных выплат.Помимо доли в «Трансконтейнере», РЖД предлагают передать ОТЛК 100% ОАО «РЖД логистика», пишет В.Якунин.
Бизнес-план предполагает, что к 2020 г. объемы перевозок ОТЛК увеличатся в 4 раза по сравнению с 2011 г. — до 4,2 млн TEU. СП может рассчитывать на 61% рынка контейнерных железнодорожных перевозок Китай-Европа к 2020 г., в том числе за счет переключения грузопотока с морских перевозок на железную дорогу, считают РЖД. К 2020 г. финансовые показатели ОТЛК должны вырасти в 4 раза: выручка — до $5,8 млрд, чистая прибыль — до $900 млн, стоимость компании к 2020 г. удвоится и составит $3,5 млрд.
Официально чиновники пока никак не отреагировали на проект создания этого СП. Минэкономразвития России не возражает против самой идеи создания оператора, но внесение контрольного пакета акций «Трансконтейнера» в его уставный капитал «считает преждевременным», заявил газете представитель ведомства. До этого первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов высказывался в пользу приватизации «Трансконтейнера».
Гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов сомневается, что правительство утвердит бизнес-план ОТЛК: проект требует слишком больших инвестиций, которые РЖД, скорее всего, попросят у государства. Вместо внесения в СП, А.Безбородов предлагает продать «Трансконтейнер» — это, наоборот, принесет прибыль и РЖД, и государству. Исходя из капитализации «Трансконтейнера» на LSE ($1,8 млрд), за свой пакет — с учетом премии за контроль — РЖД могут выручить $1,5 млрд, заявил эксперт.
Ведомости
27.11.2013