На всероссийской конференции в Белокурихе обсуждалось частно-государственное партнерство в дорожной сфере
В день, когда министр транспорта России направлялся по федеральной трассе М-52 в Белокуриху, по краю было передано штормовое предупреждение. То бишь «снег, метель, на дорогах снежные заносы, гололедица, местами порывы ветра до 25 м/с». В общем, ехать по М-52 в тот день не рекомендовалось.
Двухполосная «бийская» трасса и при хорошей-то погоде «собирает» множество ДТП, а при практически нулевой видимости и по такому катку — разумнее воздержаться.Наиболее распространенный на сегодня в России вариант частно-государственного партнерства в дорожной отрасли — это строительство платных дорог на условиях концессионного соглашения. Государство предоставляет в аренду земельный участок, а частный инвестор строит на нем дорогу, например. В качестве наиболее успешного примера подобной практики Максим Соколов привел строительство платной дороги Москва — Санкт-Петербург, которое будет завершено в конце следующего года.
К турзоне «Бирюзовая Катунь» проложена автодорога регионального значения Алтайское — Ая — Нижнекаянча — «Бирюзовая Катунь» и мост через Катунь у села Ая. Разработка новых месторождений полезных ископаемых потребовала провести реконструкцию дороги Змеиногорск — Рубцовск. В рамках соглашения между администрацией края и ОАО «Сибирь-Полиметаллы» введено в эксплуатацию два участка дороги общей протяженностью 37,3 километра.«Всего за период с 2008 по 2012 год на эти цели направлено более 13,7 млрд рублей.
Эта трасса будет самой скоростной в России, ее расчетная скорость — 150 км/час.Однако такие частно-государственные проекты в дорожной отрасли пока носят единичный, несистемный характер. Тормозит процесс консерватизм государства в области технических нормативов и стандартов, по которым работают дорожники.
Но министру Соколову деваться было некуда — в Белокурихе проходила всероссийская конференция по развитию дорог. Туда же направлялся и губернатор Алтайского края Александр Карлин, для которого эта конференция была очень важной. «Наша сверхзадача — убедить руководство Федерального дорожного агентства и Министерства транспорта в необходимости ускоренной реконструкции Чуйского тракта», — заявил он накануне в беседе с журналистами.Конференция была посвящена вопросам развития частно-государственного партнерства в дорожно-транспортной сфере. В своем выступлении министр транспорта РФ Максим Соколов перечислил наиболее актуальные проблемы дорожной отрасли. Стране остро необходима реструктуризация дорожно-транспортной инфраструктуры. Но средств на быстрое решение столь масштабной задачи в федеральном бюджете недостаточно. Однако ускорить процесс можно — например, за счет привлечения в эту сферу частного капитала.
В разработанной федеральной программе «Развитие транспортной системы» до 2020 года предусмотрены меры повышения инвестиционной привлекательности дорожной сети для частного капитала. Помимо прочего, программа предусматривает внедрение механизма экспертной оценки технических решений, стоимости и качества дорожных работ, а также пересмотра регламента проектно-сметных работ, ценообразования и госэкспертизы, что по замыслу разработчиков должно сделать этот бизнес прозрачным и прогнозируемым. Также планируется внести поправки в закон об инвестиционной деятельности. Например, касающиеся частичной компенсации расходов инвесторов. Кроме того, предусмотрено дальнейшее развитие страхования инвестиций. Предполагается также разработать систему стимулов для регионов, которые намерены опираться на частно-государственное партнерство в решении дорожных проблем.
«Государственно-частное партнерство — это не панацея от всех бед в экономике, транспортной отрасли, в дорожном строительстве. Это очень сложный процесс, который не всегда удается довести до логического конца. Это позволило отремонтировать 2,6 тыс. км автодорог и ввести 122 км новых, отремонтировать мосты общей протяженностью более 4 км и построить новые мосты протяженностью 700 метров», — такие цифры привел на конференции глава региона.В планах краевых властей — не менее масштабные проекты. Один из них — строительство в Барнауле объездной дороги «Северный обход», которая соединит федеральные трассы М-52 и А-349.
Поэтому частно-государственное партнерство в регионе развивается по несколько иному пути. А именно — по пути создания для потенциальных инвесторов привлекательных условий для капвложений в развитие транспортно-дорожной сети. На средства краевого бюджета в крае создаются инвестиционные площадки с готовой инфраструктурой: газопроводом, электросетями, дорогами. По такому алгоритму были построены площадки для «Алтайского бройлера», свинокомплекса «Алтаймясопром», строится инфраструктура для индустриального парка «Новоалтайск южный». Одна из них — растущий дисбаланс между резким увеличением в стране количества автотранспорта и не поспевающим за ним развитием транспортной сети, которая давно работает в режиме перегрузки. От этого страдают все: от рядового автолюбителя до руководителей предприятий, чьи товары доставляются автотранспортом.По словам министра, только за счет низкой скорости грузооборота, повышения транспортных издержек Россия ежегодно теряет около 3% ВВП.
Тем не менее государственно-частное партнерство является стимулом для развития всех структур, задействованных в дорожной отрасли. Это позволит не только в разы увеличить количество реализуемых проектов, но и повысить эффективность государственных инвестиций», — отметил министр.Для Алтайского края строительство платных дорог — задача не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня.
По словам губернатора края Александра Карлина, это позволит Барнаулу избежать транспортного коллапса.
Еще один крупный проект, о котором на конференции говорил глава региона, — строительство аэропорта в Бийске. Развитие в крае туризма в значительной степени зависит от «авиадоступности» региона для туристов из Сургута, Нижневартовска, Новосибирска, Красноярска, Кемерово, Иркутска. Край готов взять на себя затраты по строительству транспортной и инженерной инфраструктур. Инвестору предстоит реконструировать здание бийского аэропорта.
«Проект «Северный обход» потребует встречных финансовых потоков, и, если их будет недостаточно, поднять такой масштабный проект будет очень непросто. Что касается восстановления Бийского аэропорта, то здесь перспективы вполне обозримы. Это как раз тот объект, который может быть реализован в формате государственно-частного партнерства. При поддержке федерального центра этот проект может быть реализован в самое ближайшее время», — отметил глава минтранса.
Московский Комсомолец
15.08.2012