Минтранс работает над доступностью перевозок
В Правительстве обсудили проект программы по развитию транспортной системы на период с 2013 по 2020 гг.Министр сообщил, что практически 76% бюджетных текущих расходов будет направлено на мероприятия, реализуемые в рамках подпрограмм, – содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры, федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей. Для решения задач и достижения целей программы предусматривается система мер государственного регулирования, включающая создание эффективной системы управления государственной собственностью.Также министр транспорта перечислил меры, которые предполагается реализовать для привлечения инвестиций в транспортный комплекс. В их числе – заключение долгосрочных контрактов, в том числе контрактов жизненного цикла, на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры.
На эту проблему обратил внимание и министр транспорта России Максим Соколов, отметив, что доля транспортных затрат себестоимости продукции довольно высока: по расчетам экспертов, это 20-25% против 7-8% в странах с развитой рыночной экономикой. Он подтвердил, что в качестве целей программы определены ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, а также повышение конкурентоспособности транспортной системы и повышение комплексной безопасности и устойчивости.
Комплекс мероприятий, предусмотренных программой, делится на три группы: это инвестиционные мероприятия, мероприятия текущего характера, а также меры государственного регулирования, рассказал глава Минтранса. Часть этих мероприятий реализуется в рамках действующей федерально-целевой программы «Развитие транспортной системы России».Отвечая на вопрос Дмитрия Медведева об использовании новых финансовых инструментов для решения задач, которые стоят перед программой, глава Минтранса сообщил, что общий объем привлекаемых внебюджетных источников в рамках государственной программы составляет более 5 трлн. рублей. «Всего объем программы – 12,5 трлн., из них планируется 7,3 трлн. – бюджетного финансирования и чуть меньше 50%, 5 с лишним триллионов, как я уже говорил, – это средства частных инвесторов, привлеченные как раз с использованием всех механизмов», — рассказал Максим Соколов. Однако он признал, что сумма, которую в программе будут составлять средства госбюджета, до конца еще не определена.Между тем, на настоящий момент состояние инфраструктуры и ценовая политика перевозчиков вынуждают грузоотправителей искать иные пути доставки продукции.
В планах – строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог, а также увеличение производственной мощности морских портов.Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Правительства РФ, проект государственной программы был рассмотрен на заседании 23 ноября. Председатель Правительства Дмитрий Медведев сообщил о планах к 2020 г. ввести более 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, построить и реконструировать порядка 14 тыс. км автодорог федерального и регионального значения, увеличить мощности портов на 356 млн. тонн и значительно обновить подвижной железнодорожный состав. Вместе с тем премьер призвал министров обратить внимание на необходимость повышения эффективности работы транспорта и снижения издержек. «Издержки по отдельным направлениям, отдельным разновидностям транспорта – просто запредельные», — заявил он.
Также планируется развитие схем государственно-частного партнерства во всех отраслях и развитие механизмов проектного финансирования с учетом возможностей привлечения госгарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда и Фонда национального благосостояния.
По словам чиновника, решение задач по комплексному развитию инфраструктуры и использование принципов логистики обеспечат снижение транспортных издержек в цене готовой продукции в среднем до 12%, или больше.
Максим Соколов также отметил, что важным результатом повышения конкурентоспособности транспортной системы станет и рост экспорта транспортных услуг. «Мы рассчитываем, что он увеличится примерно в 2 раза, в том числе за счет объема транзитных перевозок, формирования единого пространства от Атлантического до Тихого океана и развития Северного морского пути», — заявил он.
Так, среди приоритетных направлений развития железнодорожной структуры – устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам, строительство железнодорожных линий в районах нового освоения Севера страны, на Дальнем Востоке, Прибайкалье; развитие крупных железнодорожных узлов (Московского, Санкт-Петербургского, Уральского). Министр заверил, что к 2020 г. будет построено и реконструировано более 7 тыс. автомобильных дорог федерального значения.Внимание было уделено и морским портам. «Увеличив более чем в 1,5 раза свои производственные мощности, российские порты полностью обеспечат потребности экономики и создадут резерв для пиковых нагрузок. Повышение конкурентоспособности крупнейших морских портов основывается на их оптимальной специализации, создании особых портовых зон и логистических центров», — рассказал Максим Соколов.
Так, в 2011 г. рыбопромышленники для отправки красной рыбы попытались освоить Севморпуть. В этом году популярной альтернативой становятся автомобильные трассы: в сравнении с ними железная дорога проигрывает и по качеству, и по скорости, и по цене перевозки.
Генеральный директор ООО «Дальрыбпорт» Людмила Талабаева уверена, что с каждым годом автомобильная транспортная составляющая в перевозках дальневосточной рыбопродукции будет только расти. «В этом году рыба у нас отправилась по автомобильной дороге уже на Москву, – рассказала информагентству руководитель рыбного порта. — Происходит то, о чем мы начинали говорить еще лет пять назад: если сегодня не развивать железнодорожный рефрижераторный подвижной состав, уже в ближайшем будущем у нас может практически не остаться таких регионов, куда груз мы повезем рефсекциями. Автомобилем это обойдется на порядок дешевле и быстрее».
FishNews
22.07.2013