«Кратос» заинтересовался развитием карго в аэропорту Уфы
«Кратос» заинтересовался развитием карго в аэропорту Уфы
Финансовые данные по этому направлению предприятие не публикует. Грузовой терминал аэропорта был построен в 1960-е годы, его полезная площадь составляет около 150 м2.Два года назад «Кратос» проводил оценку деятельности МАУ (см. «Ъ» от 14 апреля 2011 года) с санкции минземимущества Башкирии. Действия аудиторов тогда вызвали возмущение профсоюза аэропорта, который расценил их как попытку акционера без конкурсных процедур передать в частные руки наиболее доходные направления МАУ. Грузовой бизнес в стратегии признавался одним из основных механизмом роста привлекательности аэропорта наряду с созданием базового перевозчика и строительством нового международного терминала.Узнать позицию гендиректора МАУ Ивана Тихонова вчера не удалось: в его приемной сообщили, что он находится на совещании. По оценке его заместителя по производству Александра Андреева, «существующая в аэропорту технология обработки грузов, конечно, отстает». В 2011 году МАУ обслужил 3,7 тыс. тонн грузов с ростом к 2010 году на 4,9%.
В письме на имя министра экономического развития Башкирии Александра Марьина гендиректор «Кратоса» Александр Зубов предлагает развивать грузовой бизнес в международном аэропорту Уфы, взяв в долгосрочную аренду или купив у правительства, единственного акционера аэропорта, часть территории, относящейся к грузовой инфраструктуре.
Из письма следует, что проект может быть реализован в короткие сроки — к саммитам глав государств ШОС и БРИКС, которые пройдут в Уфе в 2015 году. «Кратос» сообщает, что готов создать к этому времени «современный комплекс по обслуживанию грузов» в аэропорту, улучшить его материальную базу, обновить парк спецтехники и фасады зданий, а также благоустроить территорию и повысить квалификацию персонала.
Экономических расчетов в письме нет. Александр Зубов пояснил «Ъ», что компания готова предоставить их после принятия решения акционером. По его предварительной оценке, «объем обрабатываемого груза в аэропорту Уфы реально увеличить как минимум вдвое». Компания готова обсуждать 10-летнюю аренду аэропортовой инфраструктуры. Объем вложений представитель «Кратоса» не уточнил, отметив лишь, что на первом этапе речь идет «о не очень большой сумме», связанной с необходимостью привести в порядок грузовой склад МАУ. Привязку к саммитам он объяснил тем, что «в аэропорту Уфы планируют построить новый терминал, все станет классом выше, и если грузовое направление останется как есть, будет несоответствие».
Группа «Кратос» объединяет операторов грузовых терминалов в аэропорту Красноярска («Сибирь Карго Сервис») и Шереметьево (ООО «Руспорт» и ООО «Аэропорт «Москва»), управляющую компанию ЗАО «ГК Кратос», трейдера нефтепродуктов ЗАО «Авиа ГСМ Сервис» и топливозаправочную компанию ЗАО «Сибирь Авиа Сервис», оператора грузового комплекса в аэропорту Ярославля ООО «Туношна карго сервис», девелопера аэропортовых проектов ООО «Инвестиционная группа «Кратос». Компания подконтрольна Игорю Каталевскому. На ее официальном сайте говорится, что она планирует расширить географию деятельности.
Чистая прибыль в 2011 году составляла 104,74 млн руб. при выручке 2,26 млрд руб., в том числе 2,02 млрд — от авиационной деятельности. В 2011 году аэропорт обслужил 1,68 млн пассажиров, в том числе 430 тыс.- на международных авиалиниях. Для строительства нового международного терминала у поселка Локотки к саммитам МАУ привлек кредит Сбербанка в размере 620 млн руб. на 10 лет 10,75% годовых (см. «Ъ» от 7 февраля).В правительстве «Кратосу» пока не ответили.МАУ — 100% собственность правительства Башкирии. Уставный капитал — 187,9 млн руб., чистые активы на конец 2011 года — 417,15 млн руб., имущественный комплекс оценивался в 2,02 млрд руб. Самый доростоящий актив — терминал внутренних авиалиний на 600 мест (1 млрд руб.), комплекс ГСМ (600 млн), гостиница «Аэропорт» (250 млн руб.). Входит в тройку крупных аэропортовых активов РФ со стопроцентным государственным капиталом и в десятку крупнейших по пассажиропотоку.
Министр экономического развития Александр Марьин сказал «Ъ», что решение еще не принято и уточнил, что до конца недели ждет ответа аэропорта на предложение. После этого свою позицию сформулирует акционер. «Вопрос в любом случае будет вынесен на совет директоров, возможно, до конца апреля, там решим, крупная это сделка или некрупная»,- сказал министр. Он оговорился, что «есть вероятность того, что аэропорт или совет дадут отрицательное заключение», но в целом предложение «Кратоса» вписывается в стратегию развития аэропорта, предложенную австрийской Airport Consulting Vienna (см. «Ъ» от 8 сентября 2011 года). Она предусматривала создание пункта перевозки грузов — крупного экспедитора или интегратора — пропускной способностью до 21 тыс. тонн в год. В правительстве говорят, что в целом предложение отвечает стратегии развития аэропорта. Окончательное решение может принять до конца апреля совет директоров МАУ.В распоряжении «Ъ» оказалось официальное предложение, с которым в марте этого года к правительству Башкирии обратилась группа компаний «Кратос».
«Ъ» стали известны подробности предложения, сделанного группой компаний «Кратос» Игоря Каталевского собственнику международного аэропорта Уфы — правительству Башкирии. Компания предлагает стать оператором грузовых перевозок в МАУ, построить к саммитам ШОС и БРИКС новый комплекс по обслуживанию грузов и обновить парк спецтехники. Объем вложений группа не конкретизирует.
В правительстве, в свою очередь, заявляли, что привлекли «Кратос» «с целью повышения эффективности деятельности аэропорта».
Главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий отмечает, что «до сих пор «Кратос» не был замечен в интересе к аэропортовому бизнесу в широком смысле и специализировался на узком сегменте грузовой авиационной логистики». «Я бы не стал предполагать, что их цели простираются дальше заявленного»,- сказал эксперт.
Руководитель аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев согласен, что «речь не идет о попытке войти в аэропортовый бизнес без конкурса». «У «Кратоса» есть серьезные проекты по созданию авиационной грузовой сети. Там, где он работает, хорошие показатели»,- отметил он.
Руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов в то же время полагает, что «грузовой базы, привлекательной для инвестора, в Уфе нет». «Она настолько мала, что любые инвестиции будут в десятки раз больше, чем оборот этого бизнеса, даже если он вырастет в десятки раз»,- заключил эксперт.
КоммерсантЪ
18.09.2012