Долгосрочные тарифы на железнодорожные перевозки должны быть фиксированными
Долгосрочные тарифы на железнодорожные перевозки должны быть фиксированными, считают грузоотправители. О том, как лучше применять механизм RABрегулирования, вице-премьеру Аркадию Дворковичу (курирует промышленность) написал президент НП «Русская сталь», председатель совета директоров НЛМК и владелец транспортной UCL Holdings Владимир Лисин 13 мая (копия письма есть у «Ведомостей»).Представитель Дворковича от комментариев отказался. Сотрудник одного из профильных ведомств знает о таком письме.В письме Лисина — позиция НП «Русская сталь» и UC Rusal о применении методики долгосрочного тарифообразования для грузовых перевозок. Они просят правительство учесть их мнение. Возможность применения методики долгосрочного тарифообразования — RABтарифа (regulatory asset base, предусматривает фиксированный уровень доходности на инвестированный капитал) — для железнодорожных перевозок правительство и РЖД обсуждают уже больше года. Теперь в дискуссию включились грузоотправители.
Ведомости О поручениях пока ничего не известно, говорит сотрудник компании — участницы партнерства. Представители «Русской стали» и UC Rusal от комментариев отказались.Объем инвестпрограммы РЖД (без учета финансирования строительства высокоскоростных магистралей) до 2015 г. — 1,1 трлн руб. В 2013 г. монополия планирует вложить 411,4 млрд. руб. в 2014 г. — 360,0 млрд. руб. в 2015 г. — 346,1 млрд. руб. для финансирования своей инвестпрограммы РЖД планирует занимать на рынке по 100 млрд. руб. ежегодно.
После того как в 2012 г. правительство решило корректировать железнодорожные тарифы не больше чем на уровень инфляции (в 2013 г. — на 7%, в 2014 г. — на 5%, в 2015 г. — на 5,5%), Минэкономразвития заявило, что сверх уровня инфляции тарифы можно увеличить еще на 2-3%. Предложение РЖД — дополнительно 4%. Министр транспорта Максим Соколов отмечал, что позиция ведомства — не более 1% сверх инфляции.
Финансирование развития железнодорожной инфраструктуры РЖД за счет дополнительных средств грузоотправителей «недопустимо», пишет Лисин, — это должно быть задачей государства. Президент «Русской стали» приводит статистику: Китай инвестирует в инфраструктуру 8-10% ВВП, Индия — 4-6%, а Россия — не более 1-2%. «Мы понимаем, что полностью перекладывать нагрузку на них в условиях падающего рынка неправильно», — говорит старший вице-президент монополии Вадим Михайлов (его слова приводит «Интерфакс»). По его мнению, государство должно компенсировать РЖД выручку, которую монополия недополучит от тарифов.
Лисин просит Дворковича поддержать позицию «Русской стали» и дать указание заинтересованным ведомствам учесть замечания партнерства при разработке принципов долгосрочного регулирования тарифов. В этом случае погрузка упадет еще больше (в 2013 г. объем погрузки может снизиться на 3,5%). Привлекать дополнительные средства для развития железнодорожного транспорта нужно не за счет роста тарифов, а путем предоставления гарантированных сроков окупаемости проектов, отмечает Лисин.Чиновники пока обсуждают противоположную методику.
Во-первых, пишет Лисин, долгосрочные тарифы — крайне позитивная мера, она позволит планировать закупки сырья и продажи готовой продукции. Но, по мнению «Русской стали» и UC Rusal, привязка RAB-тарифов к инфляции нежелательна — такая модель будет менее прогнозируема. «Корректнее установить долгосрочные тарифы в виде точной величины на каждый год», — пишет Лисин. Сложная конструкция RAB не должна быть основной для разработки модели регулирования, иначе в первый же год тариф вырастет минимум на 10-12%, указывает автор письма.
30.08.2013