Железнодорожные перевозки
Несомненно, в экономике любой страны железнодорожный транспорт играет наиболее значимую роль в перевозке грузов:
– это достаточно дешево, особенно если они отправляются на значительные расстояния, при этом по скорости доставки железнодорожные грузоперевозки не уступают, а даже превосходят автомобильные;
– график движения поездов не зависит от капризов погоды и они всегда приходят точно по расписанию;
– отправка грузов по железной дороге производится регулярно и бесперебойно;
– вагоны перед отправкой пломбируются, а сохранность защитных пломб проверяется на всех пунктах, где происходит сцепка состава. Таким образом, вероятность взлома и хищения на порядок ниже, чем при перевозке грузов иными видами транспорта;
– можно отправлять грузы в больших, практически неограниченных объемах, при этом различные виды грузовых вагонов позволяют перевозить практически всё что угодно – от контейнеров с домашним имуществом другой город до любых промышленных товаров.
Штучные товары и грузы размещают в контейнерах, негабаритные, тяжеловесные или объемные – в так называемых полувагонах либо транспортерах.
Существуют специализированные вагоны и платформы для ценных и хрупких грузов (автомобили, сельхозтехника, технологическое оборудование); для опасных грузов – топливные и нефтяные цистерны, ёмкости для перевозки сжиженных газов и др.; для перевозки сельскохозяйственных животных и т. д.
Скоропортящиеся продукты питания, медикаменты, цветы и другие грузы, которые нуждаются в особом температурном режиме, перевозят в изотермических вагонах-термосах и рефрижераторах.
Особые вагоны предназначены для строительных материалов, полуфабрикатов, сырья и ресурсов в горнодобывающей, нефтехимической, пищевой промышленности, металлургии, сельском хозяйстве.
Разумеется, перевозка грузов железнодорожными вагонами имеет и свои недостатки: она не позволяет доставить груз непосредственно заказчику («от двери до двери»), и его приходится забирать на железнодорожных станциях и транспортировать до конечной точки автомобилями. Трудности возникают и если получатель или отправитель находятся далеко от магистральных железнодорожных веток.
Однако по цене, разнообразию грузов и грузоподъемности конкуренцию железнодорожному транспорту может составить только водный, маршруты которого ограничены, поэтому даже комбинированная доставка (железная дорога и автомобиль) обычно обходится дешевле, чем доставка автотранспортом.
21.12.2012