В рейтинге Всемирного банка Россия заняла 94-е место
Всемирный банк (ВБ) представил интегральный логистический рейтинг (Logistics Performance Index).По мнению специалистов, будет возрастать значимость автодорожного коридора Китай—Казахстан—Россия—Европа. «Для дорогостоящих товаров это отличная альтернатива морской перевозке. И отличная возможность для нашего государства зарабатывать. Мы открыли компанию в Китае для развития этого направления, но этих усилий недостаточно, нужны решения на государственном уровне», — подчеркнул Юлдашев. Он считает, что не стоит ожидать снижения и стабилизации тарифов, так как на них влияют стоимость топлива, электричества и инфляция. «По моим прогнозам, тарифы будут корректироваться только вверх», — заключил эксперт.
Отдельно заслуживает внимания перевозка негабаритных и тяжелых грузов. «В России считается событием перевезенный груз весом одного грузового места свыше 300–400 т, когда в Китае, в США это считается рядовая перевозка, и сложной считается перевозка, где одно грузовое место весит от 1500 т и выше», — добавил Юлдашев. По его мнению, вхождение России в ВТО не принесет на рынок логистических услуг быстрых изменений: он давно полностью открыт и будет укрупняться медленными темпами за счет инвестиций крупных иностранных игроков. Скорость укрупнения будет зависеть от макроэкономических показателей, увеличения количества западных потенциальных клиентов, а также гарантии защиты инвестиций.
Для того чтобы стать привлекательной для глобальных логистических операторов, России необходимо создать транспортные коридоры в Европу, Азию и США и современную логистическую инфраструктуру, уверены специалисты. «В последние годы российская транспортная инфраструктура развивалась крайне слабыми темпами. И в случае увеличения грузопотоков может стать серьезным препятствием для развития товарооборота, — отметил гендиректор STS Asia Рустам Юлдашев. — Логистические издержки у нас и сегодня остаются одними из самых высоких, достигают до 15–17%. Для сравнения: в США составляют 8–9%, в Европе 9–10%. Без улучшения транспортной инфраструктуры снижение издержек на отраслевом уровне невозможно». «Плохое состояние российских дорог и дефицит современных транспортных узлов сдерживают развитие не только логистического бизнеса, но и всей экономики», — считает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин.
Россия расположилась в нем на 94-м месте из 155: между Грузией и Танзанией. Хуже всего в нашей стране обстоят дела с таможенными процедурами (оценка — 2,15 из 5).Немногим выше оцениваются инфраструктура (2,38), компетентность логистических служб (2,51), отслеживание отправлений (2,6) и тайминг (3,23). Позиции России выглядят откровенно слабыми. Международные эксперты характеризуют работу российских логистических служб как медленную, забюрократизированную и непредсказуемую.
На днях президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин предложил Правительству России с 2013 г. один раз поднять тариф на грузоперевозки на 10%, а с 2014 г. повышение тарифа производить на показатель годовой инфляции.
Добавим, что на этом неприятности для логистических операторов и их партнеров не закончатся. С 20 мая по 31 августа «Росавтодор» ввел ограничение движения транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы на федеральных дорогах общего пользования с асфальтобетонным покрытием, если температура днем будет превышать 32 градуса. Инициатива приведет к простою грузовиков и финансовым потерям компаний-перевозчиков. Чтобы не потерять клиентов и выполнить заказ, надо будет обращаться за получением специального платного разрешения на проезд. В Минтрансе считают, что выплачиваемые за разрешения деньги компенсируют урон, наносимый грузовиками дорогам. Позицию ведомства поддержали Минюст и Генпрокуратура.
Московский Комсомолец
20.12.2012