«Скандинавию» сделают платной
За езду по международной трассе «Скандинавия», в народе именуемой «трассой смерти», надо будет платить. Это принципиально решено федеральным центром, но претворить идею в жизнь мешают детали. Так, пока нет и не предвидится достойной альтернативной дороги, по которой можно доехать от Санкт-Петербурга до Выборга. Автомобилисты же готовы отдавать деньги только после того, как трасса станет шестиполосной
О том, что международная трасса «Скандинавия» может стать платной, на закрытой части заседания координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области вскользь упомянул министр транспорта Игорь Левитин.
Как рассказал один из участников заседания, сделано это было после того, как старший вице-президент ОАО «Банк ВТБ» Юрий Молчанов (экс-вице-губернатор Петербурга) пожаловался: у крупного бизнеса есть деньги и желание участвовать на условиях государственно-частного партнерства в развитии различных транспортных объектов, но государство не принимает никаких шагов для того, чтобы эти деньги привлечь. «Мы понимаем, что на рынке можно найти большие средства для инвестиций. Но подготовленных проектов для принятия частных инвестиций практически нет. Единственный проект, который готовится – это «Скандинавия». Если такое решение будет принято, то деньги на эту трассу мы найдем», – пообещал Юрий Молчанов.
Министр Левитин заявил, что вопрос перехода трассы «Скандинавия» в частные руки обсуждался, планируется, что трасса станет платной. По его словам, об этом давно просил губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, который, впрочем, не смог подтвердить или опровергнуть это, поскольку ретировался с заседания практически сразу после начала. «Мы готовы забрать эту дорогу себе или отдать Автодору», – пояснил Левитин.
Как позже прокомментировал заместитель генерального директора ЗАО «МКД Партнер» Вадим Филиппов, в ходе разработки концепции развития Петербургского транспортного узла обсуждалась возможность сделать «Скандинавию» платной. Но пока вопрос отложен, по крайней мере, на 2012 год, потому о конкретике пока говорить рано. В ФГУ «Севзапуправтодор», на балансе которого находится трасса, заверили, что с их ведомством данный вопрос не обсуждался, и «дорога пока как была бесплатной, так ею и остается».
Не решен вопрос и со схемой государственно-частного партнерства, которая может быть использована в проекте: возможно, бизнес будет вкладывать от 10 до 50 процентов своих средств. Единственное, в чем не приходится сомневаться, так это в том, что на проект найдутся инвесторы. По словам Вадима Филиппова, прежде всего речь идет о Банке ВТБ, Внешэкономбанке, Сбербанке. «Двигателем, конечно, будет являться Внешэкономбанк», – считает он.
Основной загвоздкой стала необходимость создать альтернативную «Скандинавии» «бесплатную» трассу, как того требует закон. Ситуацию осложняет тот факт, что в соответствии с законодательством альтернативная дорога должна быть по протяженности не более чем в три раза длиннее, чем платная. Теоретически альтернативными трассами могли бы стать Приозерское шоссе и Средневыборгское шоссе, но их качество и пропускная способность оставляют желать лучшего.
«Мы будем готовы платить только в том случае, если компания, которая будет развивать трассу, вложит средства в инфраструктуру – в ремонт дорог, в вертолетные площадки. И сумма оплаты должна быть чисто символической – 5-10 рублей, не больше», – надеется председатель НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров» Василий Киселев.Напомним, единственной платной трассой в регионе пока является Западный скоростной диаметр, который соединяет северные и южные районы Санкт-Петербурга, минуя городскую дорожную сеть.
Но если ее отремонтируют и расширят, то тогда эта идея мне, безусловно, нравится», – прокомментировал генеральный директор ОАО «Леноблпассажиравтотранс» Роман Маслов.«Если трасса будет хотя бы четырехполосной, то она и должна быть платной. Если плата ускорит наши перевозки и снимет опасность аварий, которых сейчас много происходит, если на трассе не будет льда и колейности, то, конечно, мы будем готовы платить. Рублей 40-50 за участок Выборг-Санкт-Петербург было бы нормально», – считает заместитель директора компании «Совавто-Петербург» Дмитрий Кадомский.
Логично предположить, что сделать «Скандинавию» платной целесообразно только после того, как закончится реконструкция. Напомним, ранее сообщалось, что к 2013-14 годам на участке дороги с 47 по 100 километр закончится реконструкция, и трасса станет шестиполосной. Что касается еще одного участка – с 100 по 134 километр, то он также подвергнется реконструкции и станет шестиполосным, скорей всего, уже после окончания работ на предыдущем участке.«Пока что там платить не за что, ведь это одна из самых опасных трасс региона.
Между тем, эксперты сомневаются, что ввод платы за пользование трассой сможет решить проблему ее перегруженности. «Пассажиропоток будет таким же большим, как сейчас. Только представьте: нормальных объездов нет, ведь то, что предлагают в качестве альтернативы, таковой назвать категорически нельзя. Естественно, люди будут готовы платить, за исключением разве что каких-нибудь пенсионеров, которые поедут по ужасным дорогам в обход и на бензин потратят больше», – полагает вице-председатель движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов.Автомобилисты и перевозчики, возящие туристов в Финляндию, не против того, чтобы платить за пользование «Скандинавией», если, конечно, это будет плата за удобство.
Полностью функционировать ЗСД начнет к концу 2015 года. Планируется, что один из выездов со «Скандинавии» будет выходить на ЗСД. Также планируется строительство трассы Москва-Санкт-Петербург, которая, скорее всего, будет первым платным спидвеем, протяженность скоростной магистрали составит 700 км.
Фонтанка.ру
05.08.2013