Россия возглавила мировое железнодорожное сообщество
Новым председателем Международного союза железных дорог (МСЖД) избран президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
«Среди приоритетов в моей работе на посту руководителя МСЖД будет развитие транспортных коридоров и обеспечение доходности перевозок по ним в интересах участников и государств, через которые они проходят», – заявил на своей первой после избрания пресс-конференции Владимир Якунин. Помимо повышения скорости движения товаров, привлечения внимания правительств к проблемам отрасли, МТК несут и другие выгоды государствам-участникам. Быстрее идёт гармонизация стандартов, унифицируются технологии продаж и маркетинга перевозчиков».
«Бизнес-модель мира изменилась после экономических потрясений 2008 года, – задал тон дискуссии посол по особым поручениям Франции Жан Даниэль Торджман. – Большинство научных институтов пытается заранее предсказать модели развития мировой финансовой системы, грузовой базы развитых и растущих государств, способов перемещения населения и товаров».По его словам, заказчики исследований (правительства и крупные компании) уже не удовлетворены планированием на 5 или 10 лет, поскольку считают это небезопасным. Всем отраслям уже нужны прогнозы на 20 и 50 лет.
Одна из целей, которые ставит перед собой новый председатель, – извлечение организацией максимальной выгоды для отрасли из потенциала роста мировой экономики и населения. Также МСЖД поможет обеспечить государствам-членам доступ к новейшим технологиям оборудования, логистики, передаче опыта снижения издержек. Продолжится и формирование центров повышения квалификации персонала.Накануне утверждения главы крупнейших компаний мира, политики, учёные, дипломаты и даже профессиональные лоббисты Запада попытались сформулировать на «круглом столе» в Париже задачи организации до 2050 года.
Точнее всего свои потребности первыми рассчитали институты США. Как рассказал глава Федеральной железнодорожной администрации США (FRA) Джозеф Щабо, в его стране до 2050 года будет прибавляться по 100 тыс. потенциальных пассажиров ежегодно. А грузовая база вырастет в совокупности на 4 млрд тонн по сравнению с нынешними объёмами.По мнению генерального секретаря Международного транспортного форума Жозе Мануэля Виегаса, далеко не все новые пассажиро- и грузопотоки достанутся железнодорожникам.
И для этого есть весомые основания. Так, к 2050 году население Земли вырастет до 9 млрд человек. Дополнительные 2 млрд какому-то виду транспорта надо возить, так же как и нужные им продукты и товары.
У банковской системы около 16 трлн евро только частных накоплений. А на финансирование инфраструктурных проектов используется лишь 1% из них».По его мнению, надо искать пути привлечения внимания государственных структур к проектам.
И одним из них является развитие транспортных коридоров, эффективность которых влияет и на общественное мнение, и на исполнительную власть.Гудок
И это всегда влияет на выбор государства при выделении финансовых ресурсов разным транспортным сегментам».
Это подтвердил и представитель FRA. В США получить госсредства на транспортные проекты так же не просто, как в России или Европе, поскольку многие из них утверждаются на уровне штатов.
«И нам есть чему учиться у коллег, везде, где есть опыт диалога с государством о заблаговременном финансировании инфраструктуры», – говорит Джозеф Щабо.
Между тем экономисты уже посчитали, на какие инвестиции могут рассчитывать железнодорожные компании мира в обозримой перспективе. Жан Даниэль Торджман привёл такие цифры: транспортные расходы на развитие мировой инфраструктуры должны вырасти примерно на $300 млрд в ближайшие годы. Около 25% потребует железнодорожная. По оценке представителя Европейского инвестиционного банка Анри Марти-Гоки, за 20 лет все железные дороги смогут привлечь на развитие около 400 млрд евро.
«Это, конечно, значительная сумма, – заявил Анри Марти-Гоки. – Только никто не сможет прогнозировать, какая часть этих денег будет государственными вложениями, какая – частными. В нынешних условиях никто не хочет рисковать. За них придётся бороться в условиях ужесточающегося конкурентного законодательства с другими видами транспорта.«У транспортников любого государства сейчас три ключевых вызова: недостаточное финансирование, растущие требования к экологии и расходу энергоресурсов. Железные дороги ещё не сказали своего последнего слова.
По воздействию на окружающую среду у них явное преимущество. Они эффективны при перевозках грузов на дальние расстояния и пассажиров в системе городского сообщения. Но всем этим ещё надо воспользоваться», – сказал господин Виегас.Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин напомнил ещё об одном факторе, влияющем на развитие отрасли. «Почти на все железнодорожные компании исполнительная власть накладывает социальные обязательства, – отметил он. – А грузовладельцы ждут ответственности по обеспечению роста экономики.
10.07.2013