ООО «Порт Высоцкий» приступило к обработке судов типоразмера Panamaх
Первое судно дедвейтом более 80 тыс. тонн было загружено у причала с дозагрузкой на внешнем рейде 21-24 августа 2012 года. Сегодня его ширина составляет 200 м. На подходах к порту выставлено специальное навигационное оборудование, которое облегчает заход судов в темное время суток, в том числе и световые буи. В настоящее время порт может принимать суда и в ночное время суток.
Первоначально в порту Высоцк (Ленинградская область) можно было обрабатывать суда дедвейтом не более 25 тыс. тонн. Однако благодаря дноуглубительным и иным работам, осуществленным ФГУП «Росморпорт», подходной канал и акватория порта были углублены до 12,7 м. Максимальная осадка принимаемых судов увеличилась с 9,3 м до 11,9 м, что позволяет принимать большегрузные суда дедвейтом свыше 80 тыс тонн. Для облегчения захода судов в порт подходной канал был расширен на 50 м. На сентябрь уже имеются две заявки на обработку аналогичных по размеру и дедвейту судов.Конъюнктура рынка – отсутствие положительной динамики спроса на уголь в Европе, а также острая конкуренция с прибалтийскими угольными терминалами заставляет отечественные стивидорные компании искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Главным аргументом в этой борьбе является способность принимать крупные суда, ведь чем большее по вместимости судно может обработать порт, тем ниже затраты клиента на перевозку тонны угля и тем обширнее география поставок.
Поэтому конкуренция за возможность перевалки российского угля между портами Балтики крайне высока. Одна из главных задач, поставленных государством в области развития морских портов, состоит в обеспечении перевалки российских внешнеторговых грузов через отечественные же терминалы, для снижения зависимости от сопредельных стран и развития собственной экономики. Со стороны моря государством и бизнесом соответствующие меры уже предприняты, слово – за железной дорогой.В июле текущего года в Высоцке «Росморпортом» был построен стометровый открылок 1-го причала. Передача его в эксплуатацию ООО «Порт Высоцкий» позволит принимать у причалов угольного терминала два судна типоразмера Panamax одновременно, что серьезно увеличит возможности стивидорной компании. В настоящее время возможна одновременная погрузка до трех судов у причалов, одно из которых может иметь типоразмер Panamax. В 8:30 24 августа GOLDEN SPRING направился в порт назначения Имменгем (Великобритания). Ранее суда из Высоцка шли в порты Балтики, таким образом, география поставок расширилась за счет возможности обработки судов Panamax.
Как рассказал председатель совета директоров ООО «Порт Высоцкий» Олег Филатов, компания намерена обрабатывать суда типоразмера Panamax регулярно и на сентябрь 2012 года уже имеются две заявки на обработку таких судов.
Погрузка производилась пятью портальными кранами. 21 августа на максимальную проходную осадку у причалов Высоцкого порта было загружено 58 654 тыс тонн угля. В течение 22 и 24 августа на внешнем рейде с судна-челнока на Panamax была произведена дозагрузка еще 16 598 тыс тонн угля. Общий объем погруженного угля составил 75 252 тонн. Общая продолжительность погрузки составила четверо суток и 10 часов.
По словам Олега Филатова, перспективы ООО «Порт Высоцкий» связаны, в первую очередь, с конкуренцией с прибалтийскими угольными терминалами Риги, Вентспилса, Таллинна, причем скорость обработки судна в российском порту уже не ниже, чем в том же Вентспилсе, где расположен один из самых современных угольных терминалов. Ближайшая задача российской компании — увеличить грузооборот до 4,5-5 млн тонн в год. На ее решение сегодня направлено техническое перевооружение порта и оптимизация внутренней логистики. В частности, в апреле и июне 2012 года в порту были введены в эксплуатацию новые перегружатели Mantsinen 120R, позволяющие увеличить выгрузку угля из вагонов и потребляющие до 30% меньше топлива.
Однако дальнейшее развитие порта ограничено пропускной способностью железной дороги, которая на текущий момент составляет лишь 5 млн тонн в год. Для ее увеличения необходимо строительство железнодорожной ветки Лосево-Каменногорск в обход главного Выборгского хода, что значительно увеличит пропускную способность железной дороги. Это позволит как нарастить экспорт угля через Высоцк, так и реализовать планы по диверсификации обрабатываемых терминалом грузов.
Отметим, что европейский рынок угля, в отличие от азиатско-тихоокеанского, достаточно узок и не демонстрирует высокой динамики роста. Более того, конец 2011 – первый квартал 2012 года показали снижение объема экспорта угля в Европу.Хотя суда типоразмера Panamax, имеющие дедвейт более 70 тыс. тонн, в настоящее время могут подходить к причалам, но загрузить их полностью у причалов невозможно из-за недостаточной глубины, поэтому руководство стивидорной компании предложило своим клиентам использовать технологию дозагрузки судов таких размеров на внешнем рейде, с использованием вспомогательного судна-челнока. Именно таким способом было загружено первое судно типоразмера Panamaх GOLDEN SPRING. Данное судно водоизмещением 83 730 тонн прибыло в Высоцк 19 августа в 20:30 мин. Грузовые операции начались в тот же день.
PortNews
04.10.2013