IATA сохраняет оптимизм после снижения спроса на международные авиаперевозки грузов в 2012 году
По оценкам экспертов Международной ассоциации воздушного транспорта спрос на авиадоставку грузов в мире по итогам 2012 года снизился на 1,5%. Это второй год снижения подряд – в 2011 году оно составило 0,6%. Грузовместимость практически не изменилась, показав прирост в 0,2%, однако коэффициент коммерческой загрузки составил всего лишь 45,2%.
Столько разочаровывающие показатели контрастируют с рынком пассажирских авиаперевозок, где пассажиропоток стабильно растет на 5,3% несколько лет подряд.
Рост спроса на пассажирские авиаперевозки и высокие показатели среднесуточного налета помогли авиакомпаниям получить прибыль в размере 6,7 млрд. долларов, несмотря на высокие цены на топливо. Однако чистая прибыль после уплаты налогов составила всего 1%, что позволяет индустрии “держаться на плаву”, о серьезных доходах речи не идет.
Международные авиаперевозки в настоящее время испытывают сложности из-за двух основных факторов. Объемы экспорта и импорта товаров в масштабах мировой торговли снизились очень значительно. С другой стороны, акцент делается на массовые товары, которые более пригодны для перевозки морским видом транспорта. Единственным сюрпризом со знаком плюс является развитие внешней торговли между Азией и Африкой, которое оказало мощную поддержку авиалиниям, базирующимся на Ближнем Востоке (14,7%) и в Африке (7,1%).
Исследование ИАТА показало, что авиалинии из Азиатско-Тихоокеанского региона, являющиеся основными игроками на рынке, стали свидетелями падения трафика на 5,5% как результат снижения спроса на товары со стороны Западных рынков. Они были вынуждены снизить полезную грузовместимость на 2,4%. Наименее пострадали авиаперевозки из Кореи.
Европейские и Североамериканские авиаперевозчики сообщили о падении спроса на грузовые авиаперевозки на 2,9 и 0,5% соответственно.
Тем не менее, Ассоциация сохраняет сдержанно оптимистичный настрой на 2013 год. Индекс деловой активности растет. Ситуация в Еврозоне более или менее стабильна по сравнению с годом ранее, США избежали фискального обрыва. Однако есть и сдерживающие факторы. Прежде всего, это сохраняющиеся высокие цены на топливо и прогнозируемый рост мирового ВВП на достаточно низком уровне 2,3% в год. Рост деловой активности должен оказать позитивное влияние на рынок грузовых авиаперевозок.
В своем пресс-релизе, выпущенном в декабре 2012 года, IATA прогнозирует рост спроса на пассажирские перевозки на 4,5% и на 1,4% на перевозки грузов. Если данный сценарий сбудется, авиакомпании могут рассчитывать на рост чистой прибыли на 1,3% по итогам года.
12.02.2013